Дживамукти йога тема месяца «Не так просто быть зеленым», Сентябрь 2018

Мантра, посвящённая Кришне: Hari bol Hari bol, Hari Hari bol, mukunda madhava Govinda bol Hari bol Hari bol, Hari Hari bol, Kheshava madhava Govinda bol

Перевод мантры: Да здравствует тот, кто дает освобождение, устраняя все страдания, этот сладкий ребенок божественных предков, чьи длинные волосы восхищают преданных восторгом. Да здравствует!

«Харибол» означает «повторять имя Господа». «Бол» - повторять или говорить. «Хари» - «Тот, кто убирает страдания своих преданных». Хари - это имя для Вишну-Кришны, Нараяны.

В контексте вайшнавизма «Хари» определяет личность, устраняющую препятствия, боль и рабства. Английский словарь определяет «hari» на более чем двух страницах, начиная со значений цвета, таких как желтый или золотой, зеленый, палевый, красновато-коричневый, коричневый, коричневый, бледно-зеленый и зеленоватый. Кришна – синий или черный, а Хари может быть зеленым или красным, желтым или золотым. Коричневый цвет Хари похож на коричневый цвет оленя, зеленый цвет Хари представляет собой рост и изобилие, тогда как золотой Хари представляет собой сияющий свет солнца и Космического Я.

Название темы сентября «Не так просто быть зеленым» мы берем из детской песенки о лягушонке, который поет о том, что не всегда просто быть зеленым: люди проходят мимо, потому что считают более привлекательными сверкающие, яркие цвета. Но лягушонок отмечает, что зеленый цвет не так уж плох – это цвет прекрасной весны, что зеленый может быть великим как гора или высоким как дерево.

Эта песня ассоциируется с самоопределением,  важным путешествием в поисках себя. Мы могли бы также связать её с расовым неравенством, основанным на цвете кожи. К концу песни лягушонок радуется тому, что он зеленый. Это история жизни каждого из нас - понять обстоятельства нашего рождения, семью, к которой мы имеем отношение, культуру, которую мы называем нашей, и время, в которое мы живем.

Хари может означать зеленую лягушку, а также многие другие вещи: солнце, луну, обезьяну, лошадь, льва, ветер, огонь… Личность Хари определяется как неограниченная. Мы открываем Хари во всех живых существах и вещах, а не только в статуе в храме. Свидетельство этому – стих из   священного писания Шримад-Бхагаватам: «Моя дорогая Мать, даже если они поклоняются с надлежащими ритуалами и атрибутами, человек, который не знает Моего присутствия во всех живых существах, никогда не радует Меня поклонением Моему Божеству в храме». Стих говорит о необходимости увидеть Хари во всех живых существах, независимо от их особенностей.

Люди создали одинаково абсурдные иерархии, основанные на религии, родословной, цвете кожи и других характеристиках. Практически во всех культурах мы обнаруживаем понятия второго, третьего, четвертого классов. Представители разных классов страдают от недостатка экономических, образовательных и других ресурсов, основанных на произвольных разграничениях. В Индии более темный оттенок кожи имеет непосредственное отношение к касте. В штатах афроамериканцы и латиноамериканцы составляют примерно 32% от общей численности населения, но диспропорционально остальному населению 56% из них – заключённые. В каждой стране есть представители более низкого класса, и во всем мире женщины и дети становятся жертвами неравенства. Мы могли бы привести еще много примеров: альбиносов, индейцев и пакистанцев в Африке к югу от Сахары; мусульмане в Китае; католики, афроамериканцы и коренные американцы в США; курды в Турции и Ираке; еврейский народ в мусульманских странах; палестинцы в Израиле; женщины и девочки в мусульманских странах; инвалиды повсюду; на самом дне этих совершенно произвольных различий живут насекомые, животные и рыба.

Животные, которые были отделены, чтобы стать пищей для людей, страдают от худших унижений и лишений. Их страдания игнорируются или классифицируются как необходимое зло. Собак и кошек любят как членов семьи, но с легкостью отказываются от них, если они оказываются «неудобными». Люди, которые ловят рыбу, говорят, что у рыб нет ощущений вокруг рта, и они не чувствуют боли. Конечно, это невежество, но это также коварное, преднамеренное отрицание, которое сродни обвинению определенной  расы людей как функционально неспособных к грамотности или состраданию.

Некоторые наши решения ясны как чёрное и белое. Однако, большинство наших этических решений многоцветны. Веганы употребляют только растительную пищу, принося меньше страданий, чем мясоеды. Но растения тоже живые. В данном случае, чтобы определить черту между «страданием» и «нестраданием», я отделяю растения от других существ, обладающих нервной системой и способных чувствовать боль. Это произвольная черта? Другие люди проводят черту в других местах, пользуясь другими критериями. Точно ли мы можем сказать об этих людях, что они неправильные, неосведомлённые, бессознательные?

Прежде чем осуждать людей, которые отделяют других людей или животных, ставят их на ранг ниже себя, нам необходимо задаться вопросом: какого конечного результата мы хотим достичь?

Если наш желаемый результат - создать мир, в котором зеленые могут жить так же свободно, как желтые и красные, значит нам нужно действовать осторожно. Шаг за шагом нам необходимо распутать путаницу и невежество, лежащие в основе большей части жизни на Земле, где все существа являются святыми храмами бесконечного Хари. В конце концов, мы можем прийти к пониманию, что сама «инаковость» - это авидья - невежество. Ежедневно мы принимаем этические решения, и нам важно быть уверенными в том, что мы не бессознательно работаем с предубеждениями. Принимая важные решения, которые каждый из нас должен сделать, мы должны молиться о благодати, чтобы принять правильное решение, сознательный выбор: быть добрым и сострадательным.

Дэвид Лайф