Дживамукти йога тема месяца «Этапы на Пути», Март 2020

maitrī-karuṇā-mudita-upekṣāṇāṁsukha-duḥkha-puṇya-apuṇya-viṣayāṇāṁbhāvanātaścitta-prasādanam (PYS 1.33)

«Чтобы сохранить врожденное спокойствие ума, йогин должен быть счастлив для тех, кто счастлив, быть сострадательным к тем, кто несчастен, быть в восторге от тех, кто добродетелен, и быть безразличным к злым» - Jivamukti Yoga Chant Book, страница 14.

Начиная наше духовное путешествие, мы могли бы размышлять о том, каков конечный пункт нашего пути, если таковой имеется? Мы слышали рассказы о просветлении Будды. Возможно, мы читали о внезапном просветлении буддийского монаха или экстатическом восхищении святых или мудрецов. Мы могли бы бросить вызов себе, чтобы достичь этой вершины, думая, что мы тоже тогда станем полностью просветленными. «Неожиданно мы станем такими-то и такими-то – как Гуру». Век, в котором мы живем, полон желаний достигать чего-либо, получать награду, некий «золотой парашют». Часто эти вещи находятся за пределами нашего повседневного опыта. Эти истории могут оставаться для нас далекими, даже примеры святых людей могут оставаться статичными или безжизненными, если мы не углубимся внутрь. Практика йоги может помочь нам сделать это.

Возможно, мы видели конкретную асану, которую хотим выполнить, или сделали несколько поз целью нашей практики. Часто мы придаем особое значение позам, особенно когда они слишком сложны для нас. «Я стану хорошим йогом, когда овладею той или иной практикой, тем или иным медитативным состоянием». Однако, как однажды сказал мудрый тибетский лама Чогьям Трунгпа Ринпоче: «Было бы глупо начинать с более продвинутых предметов, пока мы не ознакомимся с отправной точкой».

Так что же может быть отправной точкой на нашем пути к просветлению?

Где мы можем начать закладывать прочный фундамент? Чтобы найти свою опору и развить рабочий процесс, чтобы быть на верном пути каждый день, каждый момент, а не только на коврике. Используя способ переживания нашего мира, который культивирует то, что Патанджали описывает в этом стихе как читта-прасаданам – Спокойствие ума. Только через любящую доброту, дружелюбие и сострадание мы можем стать инструментом. Только с любовью, добротой и состраданием, как крылья голубя, мы можем летать свободно. Когда мы поистине свободны, мы становимся преобразователем энергии, а не только приемником энергии. В этом процессе мы обнаруживаем, что наш путь может стать необычным и взаимовыгодным для Земли.

Как мы можем научиться находить связь с самим собой и как мы относимся к другим? Как мы можем начать очищать наши отношения? Первый шаг, согласно тибетским учениям Лам Рима (три стадии пути), состоит в том, чтобы генерировать Бодхичитту, что означает пробужденный ум, посредством тщательного применения учений Господа Будды, многие из которых уже давно исчезли в 11 веке, примерно через 1600 лет после его смерти. Эта Бодхичитта должна была стать светом на нашем опасном духовном пути.

Бодхичитта начинается с простого размышления о наших отношениях. Как правило, мы можем дорожить собой, придавать особое значение самим себе. Мы можем подумать, что мы не всегда так относимся к другим. Нам нужно понять этот дисбаланс, чтобы добиться равновесия.

Если мы научимся видеть себя в других, мы сможем начать видеть наше сходство и со временем сможем очистить наши отношения. Действительно ли мы счастливы для тех, кто счастлив? Чувствуем ли мы восторг от добродетельных и равнодушны к грешникам? Генерирование Бодхичитты рассматривалось как самое быстрое средство для достижения самадхи или саматвама (невозмутимость, беспристрастие). Только с Бодхичиттой мы сможем видеть других такими, какими мы себя видим, становясь для них маяком во тьме. Мы могли бы знать, что им нужно во времена скорби и страха, и мы могли бы развивать глубокую сердечную связь со всеми, кто нас окружает.

Бодхичитта учит нас тому, что одним из наиболее значительных препятствий на пути нашего освобождения является инстинкт выживания, который часто ставит наши собственные интересы выше интересов других. Это самоотверженное действие, называемое Атма-Снеха, похоже на второе препятствие (Клеша), о котором Патанджали говорит в «Йога-сутре 2.3: Асмита», что буквально переводится как «Я». Ложное повествование о том, что «я» важнее других.

Эта всепроникающая иллюзия собственной важности проистекает из незнания того, «кто мы на самом деле». Как только мы начинаем очищать наши отношения, мы начинаем вспоминать, что то, кем мы являемся, переплетается с искажениями и ухмылкой самой вселенной. Как однажды сказал Алан Уоттс: «Когда мы осознаем это, мы наполняемся энергией».

Никто не хочет ни малейшего страдания. Если мы тщательно подумаем о наших действиях, то увидим, что когда мы «дарим» счастье другим, это может привести нас к высочайшей реализации. Пусть счастье других будет нашей радостью, и пусть горе других будет нашей печалью. Дарить радость другим и убирать грусть позволяет любящей доброте и состраданию спонтанно возникать в наших сердцах.

Еще один способ объяснить Бодхичитту - это принять путь дживанмукты - стремиться быть тем, кто достигает освобождения в этой жизни. Давайте продолжим этот прекрасный путь для взаимной выгоды Земли и всех ее созданий.

Ян Шидловски-Альварес, преподаватель Дживамукти йоги.