Дживамукти йога, тема месяца «Шраддха первостепенна», октябрь 2020

«Шраддха первостепенна»

aśraddhayā hutaṁ dattaṁ

tapas taptaṁ kṛtaṁ ca yat

asad ity ucyate pārtha

na ca tat pretya no iha

Жертвоприношение, благотворительность и аскезы, совершаемые без доброй воли/ намерения, называются асат; он не несёт ценности и доброты, как в этой жизни так и в следующей.

Бхагавад-Гита, Глава 17, стих 28

В очень жаркий день, после долгой и довольно опасной прогулки по крошечным улочкам неизвестного города, я натыкаюсь на жемчужину, своего рода пещеру Али-Бабы. Владелец магазина приветствует меня «Bonjour» - праздником цветов, звуков и текстур. Я потрясена. Туристы заходят и уходят. А мне действительно трудно что-то выбрать. Все эти коврики и одеяла ручной работы выглядят великолепно. Мохаммед предложил чашку мятного чая. И вдруг я что-то вижу или, вернее, чувствую. В углу работает женщина. Я подхожу к ней ближе. Одной рукой она плетет. С другой стороны, она читает молитвы с четками. Меня восхищает ее ловкость. Должно быть, она почувствовала на себе мой взгляд, потому что теперь смотрит на меня. Она не говорит ни слова. И вот оно. Сокровище, которое я искала. Я беру красочное одеяло, лежащее рядом с ней. Мы улыбаемся друг другу. Одеяло теперь на моей кровати. Каждую ночь, ныряя под одеяло, я чувствую себя защищенной, погруженной в молитвы. Каждый раз, когда я захожу в свою комнату, я вспоминаю о скромной преданности женщины-рукодельницы, которую встретила в Касабланке.

В семнадцатой главе «Бхагавад-гиты» великая война неизбежна, но Господу Кришне удалось убедить Арджуну пересмотреть свои представления. Внешние обстоятельства не изменились, но по мере продолжения разговора с Кришной, Арджуна, который сначала отождествлял себя со всеми причинами отказа от сражения, резко изменил свою оценку битвы.

Шраддха - один из самых важных терминов в этой священной книге. Санскритское Śrāddha, которое часто переводится как «вера», не имеет точного эквивалента в английском языке. Шраддха происходит от санскритского слова шрат в сочетании со словесным корнем дха. Śrat обычно означает «сердце». Это также связано с другим санскритским словом сат, от которого происходит сатья, «истина». Дха означает «удерживать, размещать». Экнатх Ишваран предполагает, что буквально «Шраддха - это то, что находится в сердце». В последнем стихе этой главы Господь Кришна утверждает, что никакое действие не может способствовать духовному росту, если оно совершается без Шраддхи, то есть, не идет от сердца. Такое действие, говорит Господь Кришна, асат - «нереально». В этой жизни или в следующей, такие действия ничего не стоят, бесполезны.

Это очень важное утверждение. Предупреждаем честолюбивого йога: этот путь не для несмелых. Учитывая количество решений, которые мы должны принять в течение дня, сколько из них действительно укоренились в наших сердцах? Мой учитель Шэрон Гэннон всегда напоминает нам, что «с большой любовью возможно все». А теперь оглянитесь вокруг: все, что выдержало испытание временем, - длительные отношения, древние леса, даже такие предметы, как старые книги или изношенная шаль вашей прабабушки, - было передано с любовью.

Эго, ahakāra (буквально «Я-создатель») всегда играет незначительно, только из-за краткосрочных выгод; эго склонно к сомнениям и тревогам, в то время как людей, движимых душой, не волнует, хвалят или критикуют их работу; они устойчивые силы добра. Подобно преданному ремесленнику, плетущему одеяло в переполненном магазине, они - магниты для единомышленников, и все, что они делают, приносит пользу обществу; такова сила их Шраддхи.

По мере того, как мы укрепляем нашу Шраддху, мы тоже можем стать алхимиками жизни ощутимым образом. Мы тоже, как Арджуна, слушая Господа Кришну, можем научиться слушать божественную песню своего сердца. Мы можем ориентироваться в неопределенности, полагаясь на нашу внутреннюю мудрость, используя сердце как компас.

Жанин Муниешули, преподаватель Дживамукти йоги.